Как самостоятельно написать отличное ТЗ для интернет магазина — подробная инструкция

1 голос

Привет, начинающий предприниматель! Хочешь открыть собственный онлайн-бизнес, но не знаешь, с чего начать? Начать стоит с ТЗ на создание интернет-магазина, о чём мы и поговорим в данной статье.

С вами, как и всегда, Андрей Зенков. Серьёзно отнеситесь к этой теме, так как успех будущего проекта зависит именно от правильности технического задания. Не важно, будете вы создавать ресурс на самописном движке или на 1С Битрикс, техзадание необходимо подготовить в первую очередь.

Давайте начнём с малого, а именно с краткого описания понятия ТЗ. Это такой документ, в котором заказчик описывает свои требования. По нему ориентируется исполнитель при разработке чего-либо. От заказчика требуется чётко и полно изложить свои мысли, а от исполнителя — следовать им, чтобы результат удовлетворил первую сторону.

Я разделил техническое задание на шесть блоков. Получился универсальный вариант, который подойдёт для магазина одежды, детских игрушек, аксессуаров и т.д. В общем, всего, что только придёт в голову. Выглядит это так:

Кстати, необязательно стоять в пробках на пути к офису, где вас ждёт потенциальный исполнитель. Можете сотрудничать на расстоянии! Для поиска удалённого работника воспользуйтесь не плохой биржей фриланса — Fl.ru.

Общие сведения о проекте

Цели и задачи

Я считаю это головой будущего проекта. На этой стадии бизнесмен должен чётко определить, для чего нужен интернет-магазин и какие задачи будет выполнять. Это, в первую очередь, делается для самого себя, чтобы определить векторы будущего развития. И только во вторую очередь для исполнителя.

Цели могут быть разными. Например, расширение границ продаж или минимизация расходов на оплату аренды здания и зарплате сотрудникам. Задач и вовсе может быть в разы больше — осуществление покупок клиентами, полная автоматизация торгового процесса и многое другое. Пример хорошего постановления целей и задач:

Аудитория

Важно знать, с кем вы работаете. Пол потребителей, средний возраст, регион и многое другое. Это позволит правильно преподнести информацию и заострить внимание посетителей сайта на действительно важных вещах.

Структура

В этом разделе вам необходимо описать все страницы, которые должны быть на ресурсе. От главной, до самой маленькой, которую будут просматривать несколько человек в месяц. Я подготовил для вас образец на базе магазина автозапчастей ВАЗ:

  • Главная
  • О нас

1. История
2. Вакансии
3. Партнёры

  • Акции
  • Каталог

1. ВАЗ-2107
2. ВАЗ-2109
3. ВАЗ-2110
4. ВАЗ-2115
5. ВАЗ-2170
6. ВАЗ-2192

Это лишь примерная структура. Чтобы повысить конверсию, рекомендую делать её глубже. Если брать данный пример, то для каждого автомобиля в каталоге делать подразделы с определёнными видами запчастей. Это упростит поиск нужных товаров и увеличит объём продаж.

Календарный план

Для удобства работы рекомендую разбить всю работу на несколько этапов. Каждой части установить срок сдачи. Как правило, учитываются только рабочие дни. Пример календарного плана:

Преимущество такого графика заключается в поэтапной оплате труда. Исполнитель знает, сколько он получит за проделанную работу, а заказчик может легко контролировать своих расходы.

Какая будет размещаться информация

Контент — основная составляющая любого сайта. Без него не будет успеха, каким бы красивым не получилось оформление. В этом пункте указывается всё, что в будущем появится на ресурсе. Образец заполнения раздела:

Распределение работы между сторонами

Программист, как правило, занимается техническим формированием интернет-магазина, а владелец добавляет товарные позиции: названия, описания, фотографии и т.д. Возможен вариант, когда заказчик предоставляет всю информации о продуктах исполнителю и тот заполняет его собственноручно. Всё зависит от условий договора.

Привычная схема выглядит так: заказчик вносит на сайт материалы, которые подготовил сам. Исполнитель вносит на ресурс материалы, которые подготовил сам. Я советую добавлять товары самостоятельно, чтобы всё получилось идеально с вашей точки зрения и потом не пришлось тратить кучу времени на исправления.

Дизайн

Заполнение бриф-листа

Бриф — это документ, в котором прописываются желаемые параметры и требования будущего оформления (в случае работы с дизайном). По сути, в этом файле вы описываете дизайнеру то, каким хотите видеть шаблон. Поэтому расписывайте каждый пункт подробно. Исполнитель сам предоставит вам бриф-лист.

Функциональные прототипы страниц

Я их называю ещё скелетом будущего проекта. Суть в том, что заказчик набрасывает на бумаге или в самом простом графическом редакторе (например, Paint) что-то подобное:

Это делается для того, чтобы дизайнер понимал, какое расположение объектов вы желаете. Ориентируясь по этому скелету, он будет создавать главную с применением разработанного фирменного стиля. Функциональные прототипы необходимо сделать для всех основных страниц.

Логика переходов посетителей

При разработке нужно определить, как доставить потенциального покупателя с любой точки входа к важной информации. Например, проработайте маршрут, как ему за 1-2 клика со страницы товара попасть в раздел с информацией о скидке и бесплатной доставке при заказе от 5 000 рублей. И таких маршрутов может быть больше одного десятка, потрудитесь здесь по-максимуму.

Программные модули

Движок ИМ

Этот пункт совершенно необязателен, но если вы хотите увидеть первоклассный результат и у вас есть свободное время, то почему бы не воспользоваться шансом? CMS, или иными словами панель управления, помогает сделать его максимально удобным для пользователя, который будет заниматься ведением интернет-магазина.

Конечно, интерфейс — это не единственное, в чем заключается разница между движками, благодаря им мы получаем более или менее быстрые сайты, в большей или меньшей степени нравящиеся поисковым системам.

Вы можете довериться своему исполнителю, узнать у него максимум информации и получить консультацию по инструменту, с которым он собирается работать или, пройти обучение, но должен вас предупредить, этот момент может занять ни одну неделю.

Модули, которые нужно создать

После того, как вы ознакомились с популярными платформами, получили консультацию у исполнителя, стоит задуматься о конечном функционале ИМ. Система поиска, каталог товаров, фильтрация продуктов по характеристикам, сортировка и многое другое – это функции. Чтобы они адекватно работали, на сайт необходимо установить различные модули и плагины.

Опять же, вы не обязаны разбираться в названиях и конкретных продуктах, вы можете описать свои пожелания относительно функционала, если у вас нет времени на ознакомление с различными модулями и плагинами. Ведь на это может уйти много времени и сил, обратитесь к исполнителю. Настоящий специалист знает, из каких инструментов должен состоять полноценный интернет-магазин.

Требования

Требования к серверу

Плохое оборудование и частые работы хостинг-провайдеров сделают ваш сайт недоступным в течение длительного времени. То есть, магазин не сможет продавать, его не будет в сети час, два или больше.

Многие новички тратят уйму времени на то, чтобы разобраться в том, что такое виртуальный хостинг, VDS, узнать преимущества аренды или приобретения своего собственного сервера. В принципе, вы можете довериться своему исполнителю и попробовать хостинг, который он предлагает. Со временем вы поймете что вас не устраивает и сможете поменять провайдера, а можете уже сейчас узнать максимум из статьей этого блога или поинтересоваться у друзей чем пользуются они.

Можете посмотреть пример требований. Изучать каждый из терминов или нет — решать вам.

Требования к администратору

Если у вас нет времени самостоятельно контролировать работу проекта, наймите для этого отдельного человека. Если исполнитель обязуется найти такого специалиста, опишите требования. Пример:

Финальная часть

Тестирование

Расскажите, как будет проходить тестирование функционала проекта перед началом работы. Для полноты информации можете ответить на следующие вопросы:

Ответственность сторон

Чтобы после старта не возникало разногласий, заранее опишите свои обязанности и исполнителя.

Прочая информация

Укажите, что не подходит под вышеперечисленные пункты.

Как только техзадание создано, все детали согласованы с программистом и другими специалистами, можно приступать к разработке. ТЗ — гарант того, что будет получен оптимальный результат с минимальным количеством требуемых поправок (или вовсе без них). Это сокращает денежные расходы, временные затраты и, что немало важно, сохраняет в целости нервы.

Наше сегодняшнее время подходит к концу. Напоследок хочу рассказать о выражении Теодора Рузвельта: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Простая, но очень мудрая мысль. Если вы ошибаетесь в чём-то, это не значит, что вы чего-то не умеете. Это говорит о том, что вы к чему-то стремитесь и совершенствуетесь.

Теперь вы стали образованнее в вопросе разработки технического задания для создания интернет-магазина. Вообще, собственный ИМ — это хороший вариант для создания новой графы в разделе «доходы». Подумайте об этом, а после начните действовать.

С вами был Андрей Зенков, не забудьте подписаться на мой блог. До скорых встреч, дамы и господа!

Антон 7838

Какого материала вы хотели бы видеть больше? (Рубрики)

Добавить комментарий

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:
  • :?:
  • :!: