Привет, начинающий предприниматель! Хочешь открыть собственный онлайн-бизнес, но не знаешь, с чего начать? Начать стоит с ТЗ на создание интернет-магазина, о чём мы и поговорим в данной статье.
С вами, как и всегда, Андрей Зенков. Серьёзно отнеситесь к этой теме, так как успех будущего проекта зависит именно от правильности технического задания. Не важно, будете вы создавать ресурс на самописном движке или на 1С Битрикс, техзадание необходимо подготовить в первую очередь.
Давайте начнём с малого, а именно с краткого описания понятия ТЗ. Это такой документ, в котором заказчик описывает свои требования. По нему ориентируется исполнитель при разработке чего-либо. От заказчика требуется чётко и полно изложить свои мысли, а от исполнителя — следовать им, чтобы результат удовлетворил первую сторону.
Я разделил техническое задание на шесть блоков. Получился универсальный вариант, который подойдёт для магазина одежды, детских игрушек, аксессуаров и т.д. В общем, всего, что только придёт в голову. Выглядит это так:
Кстати, необязательно стоять в пробках на пути к офису, где вас ждёт потенциальный исполнитель. Можете сотрудничать на расстоянии! Для поиска удалённого работника воспользуйтесь не плохой биржей фриланса — Fl.ru.
Общие сведения о проекте
Цели и задачи
Я считаю это головой будущего проекта. На этой стадии бизнесмен должен чётко определить, для чего нужен интернет-магазин и какие задачи будет выполнять. Это, в первую очередь, делается для самого себя, чтобы определить векторы будущего развития. И только во вторую очередь для исполнителя.
Цели могут быть разными. Например, расширение границ продаж или минимизация расходов на оплату аренды здания и зарплате сотрудникам. Задач и вовсе может быть в разы больше — осуществление покупок клиентами, полная автоматизация торгового процесса и многое другое. Пример хорошего постановления целей и задач:
Аудитория
Важно знать, с кем вы работаете. Пол потребителей, средний возраст, регион и многое другое. Это позволит правильно преподнести информацию и заострить внимание посетителей сайта на действительно важных вещах.
Структура
В этом разделе вам необходимо описать все страницы, которые должны быть на ресурсе. От главной, до самой маленькой, которую будут просматривать несколько человек в месяц. Я подготовил для вас образец на базе магазина автозапчастей ВАЗ:
- Главная
- О нас
1. История
2. Вакансии
3. Партнёры
- Акции
- Каталог
1. ВАЗ-2107
2. ВАЗ-2109
3. ВАЗ-2110
4. ВАЗ-2115
5. ВАЗ-2170
6. ВАЗ-2192
- Доставка
- Оплата
- Контакты
- Карта сайта
Это лишь примерная структура. Чтобы повысить конверсию, рекомендую делать её глубже. Если брать данный пример, то для каждого автомобиля в каталоге делать подразделы с определёнными видами запчастей. Это упростит поиск нужных товаров и увеличит объём продаж.
Календарный план
Для удобства работы рекомендую разбить всю работу на несколько этапов. Каждой части установить срок сдачи. Как правило, учитываются только рабочие дни. Пример календарного плана:
Преимущество такого графика заключается в поэтапной оплате труда. Исполнитель знает, сколько он получит за проделанную работу, а заказчик может легко контролировать своих расходы.
Какая будет размещаться информация
Контент — основная составляющая любого сайта. Без него не будет успеха, каким бы красивым не получилось оформление. В этом пункте указывается всё, что в будущем появится на ресурсе. Образец заполнения раздела:
Распределение работы между сторонами
Программист, как правило, занимается техническим формированием интернет-магазина, а владелец добавляет товарные позиции: названия, описания, фотографии и т.д. Возможен вариант, когда заказчик предоставляет всю информации о продуктах исполнителю и тот заполняет его собственноручно. Всё зависит от условий договора.
Привычная схема выглядит так: заказчик вносит на сайт материалы, которые подготовил сам. Исполнитель вносит на ресурс материалы, которые подготовил сам. Я советую добавлять товары самостоятельно, чтобы всё получилось идеально с вашей точки зрения и потом не пришлось тратить кучу времени на исправления.
Дизайн
Заполнение бриф-листа
Бриф — это документ, в котором прописываются желаемые параметры и требования будущего оформления (в случае работы с дизайном). По сути, в этом файле вы описываете дизайнеру то, каким хотите видеть шаблон. Поэтому расписывайте каждый пункт подробно. Исполнитель сам предоставит вам бриф-лист.
Функциональные прототипы страниц
Я их называю ещё скелетом будущего проекта. Суть в том, что заказчик набрасывает на бумаге или в самом простом графическом редакторе (например, Paint) что-то подобное:
Это делается для того, чтобы дизайнер понимал, какое расположение объектов вы желаете. Ориентируясь по этому скелету, он будет создавать главную с применением разработанного фирменного стиля. Функциональные прототипы необходимо сделать для всех основных страниц.
Логика переходов посетителей
При разработке нужно определить, как доставить потенциального покупателя с любой точки входа к важной информации. Например, проработайте маршрут, как ему за 1-2 клика со страницы товара попасть в раздел с информацией о скидке и бесплатной доставке при заказе от 5 000 рублей. И таких маршрутов может быть больше одного десятка, потрудитесь здесь по-максимуму.
Программные модули
Движок ИМ
Этот пункт совершенно необязателен, но если вы хотите увидеть первоклассный результат и у вас есть свободное время, то почему бы не воспользоваться шансом? CMS, или иными словами панель управления, помогает сделать его максимально удобным для пользователя, который будет заниматься ведением интернет-магазина.
Конечно, интерфейс — это не единственное, в чем заключается разница между движками, благодаря им мы получаем более или менее быстрые сайты, в большей или меньшей степени нравящиеся поисковым системам.
Вы можете довериться своему исполнителю, узнать у него максимум информации и получить консультацию по инструменту, с которым он собирается работать или, пройти обучение, но должен вас предупредить, этот момент может занять ни одну неделю.
Модули, которые нужно создать
После того, как вы ознакомились с популярными платформами, получили консультацию у исполнителя, стоит задуматься о конечном функционале ИМ. Система поиска, каталог товаров, фильтрация продуктов по характеристикам, сортировка и многое другое – это функции. Чтобы они адекватно работали, на сайт необходимо установить различные модули и плагины.
Опять же, вы не обязаны разбираться в названиях и конкретных продуктах, вы можете описать свои пожелания относительно функционала, если у вас нет времени на ознакомление с различными модулями и плагинами. Ведь на это может уйти много времени и сил, обратитесь к исполнителю. Настоящий специалист знает, из каких инструментов должен состоять полноценный интернет-магазин.
Требования
Требования к серверу
Плохое оборудование и частые работы хостинг-провайдеров сделают ваш сайт недоступным в течение длительного времени. То есть, магазин не сможет продавать, его не будет в сети час, два или больше.
Многие новички тратят уйму времени на то, чтобы разобраться в том, что такое виртуальный хостинг, VDS, узнать преимущества аренды или приобретения своего собственного сервера. В принципе, вы можете довериться своему исполнителю и попробовать хостинг, который он предлагает. Со временем вы поймете что вас не устраивает и сможете поменять провайдера, а можете уже сейчас узнать максимум из статьей этого блога или поинтересоваться у друзей чем пользуются они.
Можете посмотреть пример требований. Изучать каждый из терминов или нет — решать вам.
Требования к администратору
Если у вас нет времени самостоятельно контролировать работу проекта, наймите для этого отдельного человека. Если исполнитель обязуется найти такого специалиста, опишите требования. Пример:
Финальная часть
Тестирование
Расскажите, как будет проходить тестирование функционала проекта перед началом работы. Для полноты информации можете ответить на следующие вопросы:
Ответственность сторон
Чтобы после старта не возникало разногласий, заранее опишите свои обязанности и исполнителя.
Прочая информация
Укажите, что не подходит под вышеперечисленные пункты.
Как только техзадание создано, все детали согласованы с программистом и другими специалистами, можно приступать к разработке. ТЗ — гарант того, что будет получен оптимальный результат с минимальным количеством требуемых поправок (или вовсе без них). Это сокращает денежные расходы, временные затраты и, что немало важно, сохраняет в целости нервы.
Наше сегодняшнее время подходит к концу. Напоследок хочу рассказать о выражении Теодора Рузвельта: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Простая, но очень мудрая мысль. Если вы ошибаетесь в чём-то, это не значит, что вы чего-то не умеете. Это говорит о том, что вы к чему-то стремитесь и совершенствуетесь.
Теперь вы стали образованнее в вопросе разработки технического задания для создания интернет-магазина. Вообще, собственный ИМ — это хороший вариант для создания новой графы в разделе «доходы». Подумайте об этом, а после начните действовать.
С вами был Андрей Зенков, не забудьте подписаться на мой блог. До скорых встреч, дамы и господа!
Антон 7838