Как самостоятельно написать отличное ТЗ для интернет магазина — подробная инструкция

1 голос

Привет, начинающий предприниматель! Хочешь открыть собственный онлайн-бизнес, но не знаешь, с чего начать? Начать стоит с ТЗ на создание интернет-магазина, о чём мы и поговорим в данной статье.

С вами, как и всегда, Андрей Зенков. Серьёзно отнеситесь к этой теме, так как успех будущего проекта зависит именно от правильности технического задания. Не важно, будете вы создавать ресурс на самописном движке или на 1С Битрикс, техзадание необходимо подготовить в первую очередь.

Давайте начнём с малого, а именно с краткого описания понятия ТЗ. Это такой документ, в котором заказчик описывает свои требования. По нему ориентируется исполнитель при разработке чего-либо. От заказчика требуется чётко и полно изложить свои мысли, а от исполнителя — следовать им, чтобы результат удовлетворил первую сторону.

Я разделил техническое задание на шесть блоков. Получился универсальный вариант, который подойдёт для магазина одежды, детских игрушек, аксессуаров и т.д. В общем, всего, что только придёт в голову. Выглядит это так:

Кстати, необязательно стоять в пробках на пути к офису, где вас ждёт потенциальный исполнитель. Можете сотрудничать на расстоянии! Для поиска удалённого работника воспользуйтесь не плохой биржей фриланса — Fl.ru.

Общие сведения о проекте

Цели и задачи

Я считаю это головой будущего проекта. На этой стадии бизнесмен должен чётко определить, для чего нужен интернет-магазин и какие задачи будет выполнять. Это, в первую очередь, делается для самого себя, чтобы определить векторы будущего развития. И только во вторую очередь для исполнителя.

Цели могут быть разными. Например, расширение границ продаж или минимизация расходов на оплату аренды здания и зарплате сотрудникам. Задач и вовсе может быть в разы больше — осуществление покупок клиентами, полная автоматизация торгового процесса и многое другое. Пример хорошего постановления целей и задач:

Аудитория

Важно знать, с кем вы работаете. Пол потребителей, средний возраст, регион и многое другое. Это позволит правильно преподнести информацию и заострить внимание посетителей сайта на действительно важных вещах.

Структура

В этом разделе вам необходимо описать все страницы, которые должны быть на ресурсе. От главной, до самой маленькой, которую будут просматривать несколько человек в месяц. Я подготовил для вас образец на базе магазина автозапчастей ВАЗ:

  • Главная
  • О нас

1. История
2. Вакансии
3. Партнёры

  • Акции
  • Каталог

1. ВАЗ-2107
2. ВАЗ-2109
3. ВАЗ-2110
4. ВАЗ-2115
5. ВАЗ-2170
6. ВАЗ-2192

Это лишь примерная структура. Чтобы повысить конверсию, рекомендую делать её глубже. Если брать данный пример, то для каждого автомобиля в каталоге делать подразделы с определёнными видами запчастей. Это упростит поиск нужных товаров и увеличит объём продаж.

Читайте также:  Как быстро и самостоятельно добавить организацию на Яндекс.Карты

Календарный план

Для удобства работы рекомендую разбить всю работу на несколько этапов. Каждой части установить срок сдачи. Как правило, учитываются только рабочие дни. Пример календарного плана:

Преимущество такого графика заключается в поэтапной оплате труда. Исполнитель знает, сколько он получит за проделанную работу, а заказчик может легко контролировать своих расходы.

Какая будет размещаться информация

Контент — основная составляющая любого сайта. Без него не будет успеха, каким бы красивым не получилось оформление. В этом пункте указывается всё, что в будущем появится на ресурсе. Образец заполнения раздела:

Распределение работы между сторонами

Программист, как правило, занимается техническим формированием интернет-магазина, а владелец добавляет товарные позиции: названия, описания, фотографии и т.д. Возможен вариант, когда заказчик предоставляет всю информации о продуктах исполнителю и тот заполняет его собственноручно. Всё зависит от условий договора.

Привычная схема выглядит так: заказчик вносит на сайт материалы, которые подготовил сам. Исполнитель вносит на ресурс материалы, которые подготовил сам. Я советую добавлять товары самостоятельно, чтобы всё получилось идеально с вашей точки зрения и потом не пришлось тратить кучу времени на исправления.

Дизайн

Заполнение бриф-листа

Бриф — это документ, в котором прописываются желаемые параметры и требования будущего оформления (в случае работы с дизайном). По сути, в этом файле вы описываете дизайнеру то, каким хотите видеть шаблон. Поэтому расписывайте каждый пункт подробно. Исполнитель сам предоставит вам бриф-лист.

Функциональные прототипы страниц

Я их называю ещё скелетом будущего проекта. Суть в том, что заказчик набрасывает на бумаге или в самом простом графическом редакторе (например, Paint) что-то подобное:

Это делается для того, чтобы дизайнер понимал, какое расположение объектов вы желаете. Ориентируясь по этому скелету, он будет создавать главную с применением разработанного фирменного стиля. Функциональные прототипы необходимо сделать для всех основных страниц.

Логика переходов посетителей

При разработке нужно определить, как доставить потенциального покупателя с любой точки входа к важной информации. Например, проработайте маршрут, как ему за 1-2 клика со страницы товара попасть в раздел с информацией о скидке и бесплатной доставке при заказе от 5 000 рублей. И таких маршрутов может быть больше одного десятка, потрудитесь здесь по-максимуму.

Программные модули

Движок ИМ

Этот пункт совершенно необязателен, но если вы хотите увидеть первоклассный результат и у вас есть свободное время, то почему бы не воспользоваться шансом? CMS, или иными словами панель управления, помогает сделать его максимально удобным для пользователя, который будет заниматься ведением интернет-магазина.

Конечно, интерфейс — это не единственное, в чем заключается разница между движками, благодаря им мы получаем более или менее быстрые сайты, в большей или меньшей степени нравящиеся поисковым системам.

Вы можете довериться своему исполнителю, узнать у него максимум информации и получить консультацию по инструменту, с которым он собирается работать или, пройти обучение, но должен вас предупредить, этот момент может занять ни одну неделю.

Читайте также:  Бриф для видеороликов: зачем он нужен и как его заполнить

Модули, которые нужно создать

После того, как вы ознакомились с популярными платформами, получили консультацию у исполнителя, стоит задуматься о конечном функционале ИМ. Система поиска, каталог товаров, фильтрация продуктов по характеристикам, сортировка и многое другое – это функции. Чтобы они адекватно работали, на сайт необходимо установить различные модули и плагины.

Опять же, вы не обязаны разбираться в названиях и конкретных продуктах, вы можете описать свои пожелания относительно функционала, если у вас нет времени на ознакомление с различными модулями и плагинами. Ведь на это может уйти много времени и сил, обратитесь к исполнителю. Настоящий специалист знает, из каких инструментов должен состоять полноценный интернет-магазин.

Требования

Требования к серверу

Плохое оборудование и частые работы хостинг-провайдеров сделают ваш сайт недоступным в течение длительного времени. То есть, магазин не сможет продавать, его не будет в сети час, два или больше.

Многие новички тратят уйму времени на то, чтобы разобраться в том, что такое виртуальный хостинг, VDS, узнать преимущества аренды или приобретения своего собственного сервера. В принципе, вы можете довериться своему исполнителю и попробовать хостинг, который он предлагает. Со временем вы поймете что вас не устраивает и сможете поменять провайдера, а можете уже сейчас узнать максимум из статьей этого блога или поинтересоваться у друзей чем пользуются они.

Можете посмотреть пример требований. Изучать каждый из терминов или нет — решать вам.

Требования к администратору

Если у вас нет времени самостоятельно контролировать работу проекта, наймите для этого отдельного человека. Если исполнитель обязуется найти такого специалиста, опишите требования. Пример:

Финальная часть

Тестирование

Расскажите, как будет проходить тестирование функционала проекта перед началом работы. Для полноты информации можете ответить на следующие вопросы:

Ответственность сторон

Чтобы после старта не возникало разногласий, заранее опишите свои обязанности и исполнителя.

Прочая информация

Укажите, что не подходит под вышеперечисленные пункты.

Как только техзадание создано, все детали согласованы с программистом и другими специалистами, можно приступать к разработке. ТЗ — гарант того, что будет получен оптимальный результат с минимальным количеством требуемых поправок (или вовсе без них). Это сокращает денежные расходы, временные затраты и, что немало важно, сохраняет в целости нервы.

Наше сегодняшнее время подходит к концу. Напоследок хочу рассказать о выражении Теодора Рузвельта: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Простая, но очень мудрая мысль. Если вы ошибаетесь в чём-то, это не значит, что вы чего-то не умеете. Это говорит о том, что вы к чему-то стремитесь и совершенствуетесь.

Теперь вы стали образованнее в вопросе разработки технического задания для создания интернет-магазина. Вообще, собственный ИМ — это хороший вариант для создания новой графы в разделе «доходы». Подумайте об этом, а после начните действовать.

С вами был Андрей Зенков, не забудьте подписаться на мой блог. До скорых встреч, дамы и господа!

Антон 7838

Добавить комментарий

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:
  • :?:
  • :!: